Тесты – Разнообразие живых организмов, среды жизни, 5 класс с ответами: бесплатные материалы для тестирования от преподавателя.
Разделы теста:
- Среда обитая. Экологические факторы.
- Вода как среда жизни организмов
- Наземно-воздушная среда жизни
- Почва как среда жизни. Роль растений и животных в почвообразовании.
- Организменная среда жизни
- Сообщество живых организмов». Роль растений в сообществе.
- Роль животных, грибов и бактерий в сообществе.
- Отношения организмов в сообществе
Правильные ответы отмечены +
Тесты – Среда обитая. Экологические факторы.
1. Что такое экологические факторы?
а) компоненты природы, влияющие на живые организмы, как пища;
б) факторы живой природы, плохо влияющие на живые организмы;
+в) компоненты живой и неживой природы, по-разному влияющие на организмы;
2. Почему многие животные в пустыне более активны ночью, нежели чем днём?
а) им так удобнее;
+б) из-за высокой температуры днём (40 градусов);
в) из-за яркого солнечного света;
3.Тест. Для чего большинству животных нужен свет?
+а) для ориентации в пространстве;
б) для обмена веществ;
в) способствует наличию энергии;
4. Как называется место, где собираются стада моржей и тюленей?
а) лёжка;
б) лежбище;
в) ложбинка;
5. Гнездо какой птицы изображено на картинке?
а) овсянка;
+б) пеночка-трещотка;
в) варакушка;
Тесты – Вода как среда жизни организмов
1. Что называют водной средой жизни?
а) атмосфера;
+б) гидросфера;
в) литосфера;
2. Какая вода более насыщена кислородом?
+а) холодная;
б) тёплая;
в) одинаково;
3. Как дышат водоросли, простейшие?
а) с помощью особых органов (жабр);
+б) всей поверхностью тела;
в) через устьица;
4. Все рыбы из какого ряда очень требовательны к высокому содержанию кислорода в воде?
а) сазан, петушок, форель;
б) лещ, ёрш, карась;
+в) хариус, голавль, пескарь;
5. Для чего необходимы камеры или полости некоторым водным растениям?
+а) по ним воздух может поступать к корням;
б) с их помощью происходит фотосинтез;
в) по ним минеральные вещества перемещаются от корней к листьям;
6. Благодаря чему некоторые водоросли удерживаются в верхних слоях воды?
а) они покрыты слизью;
+б) в их тканях содержаться пузырьки воздуха;
в) имеют специальную покровную ткань;
7. Какую форму тела имеет это животное (см. картинку ниже)?
а) лучистая;
+б) торпедовидная;
в) конусообразная;
8. Какое тело у рыб, обитающих в реках с быстрым течением?
а) шаровидный, в виде шара с хорошо развитой мускулатурой;
б) змеевидное, вытянутое, с плохо развитой мускулатурой;
+в) удлинённое, обтекаемое с хорошо развитой мускулатурой;
9. Как некоторые небольшие животные (личинки подёнок, рыба голец) не сносятся стремительным водным потоком?
а) прикрепляются к камням;
+б) прячутся под камнями;
в) находятся на одном месте среди водорослей;
10. Что помогает сому, обитающему в реках Южной Америки, как бы шагать по каменистому дну реки против очень сильного течения?
а) их тело покрыто необыкновенной жидкостью;
б) специальные плавники;
+в) две присоски: брюшная и ротовая;
11. Какие растения являются древнейшими?
+а) водоросли;
б) мохообразные;
в) папоротники;
12. Какая среда жизни наиболее богата «живыми ископаемыми» среди животных?
а) наземно-воздушная среда;
+б) водная среда;
в) почвенная среда;
Тесты – Наземно-воздушная среда жизни
1. Что является важным экологическим фактором в наземно-воздушной среде, в связи с тем, что воздушные массы на Земле постоянно передвигаются?
+а) ветер;
б) освещённость;
в) влажность и температура;
2. Какая особая форма кроны формируется у деревьев там, где ветры дуют часто в одном направлении?
а) иррегулярная;
+б) флагообразная;
в) плакучая;
3. Солнечные лучи поглощаются земной поверхностью, её температура повышается, и она начинает отдавать тепло в атмосферу. Какой важный процесс для наземно-воздушной среды жизни здесь описывается?
а) создание органических веществ
б) возобновление и расселение растений (сосна, ель, берёза, осина, тополь);
+в) нагрев воздуха;
4. Что находится между тропиками, субтропиками и полярными, приполярными областями?
+а) пространство с умеренной температурой воздуха;
б) экватор;
в) места с субантрактическим климатом;
5. Какие важные экологические факторы влияют на численность и распространение организмов по поверхности суши?
а) ветер;
+б) влажность и освещённость;
в) температура;
6. Какова функция светлых волосков, которые имеются у растений, растущих в пустынях, сухих солнечных склонах?
а) служат дополнительной кладовой питательных веществ;
б) они защищают растение от внешних повреждений;
+в) волоски рассеивают и отражают солнечные лучи;
Тест. 7. Когда у растений отмирают надземные побеги, а в почве остаются подземные органы (корневища, клубни)?
+а) в состоянии летнего покоя;
б) в состоянии «зимней спячки» у растений;
в) в состоянии умеренного покоя;
8. Для чего осенью растения умеренного климата сбрасывают листья?
а) для лучшего поглощения энергии;
+б) для уменьшения испарения;
в) для подготовки к росту и развитию;
9. Благодаря чему растения переносят воздействие низких температур?
а) благодаря плотным клеточным стенкам с пузырьками воздуха;
б) благодаря особым покровным тканям;
+в) благодаря накоплению особых веществ (сахаров, жиров);
10. Растения какого типа распространены в холодном климате?
а) низшие;
б) ложно-язычковые;
+в) стелющиеся;
12. Что служит приспособлением к холодному климату у зверей?
а) перьевой покров;
+б) шёрстный покров;
в) шёрстный и пуховой покровы;
13. Что делают суслики чтобы пережить зиму?
+а) впадают в спячку;
б) впадают в зимний сон;
в) запасают пищу и живут в своих норках;
14. Что помогает животным пустынь выживать в губительных, для них, температурах песка?
а) животные довольствуются холодными, пустынными ночами;
+б) поведенческие манёвры;
в) холодный сок пустынных растений;
15. Какие три типа растений выделяют по отношению к свету?
а) солнцелюбивые, теневыносливые, тенелюбивые;
б) светолюбивые, световыносливые, тенелюбивые;
+в) светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые;
16. Где можно встретить тенелюбивые растения?
а) в пустынях;
+б) в густом еловом лесу;
в) на открытых солнцу полянах;
17. В какое время суток активны стрекозы?
+а) днём;
б) ночью;
в) ранним утром;
18 – Тест. Как реагируют животные на удлинение светлого времени суток?
а) становятся более вялыми, готовят своё потомство к самостоятельной жизни;
б) выходят из спячки, учат своё потомство охотится;
+в) выходят из оцепенения, спячки, готовятся к росту и размножению;
19. Что способствует набуханию почек, распусканию листьев у растений?
а) удлинение тёмного времени суток;
б) удлинение светлого времени суток;
в) дни становятся короче, а ночи длиннее;
20. Каким типом по отношению к свету является ниже изображённое растение?
а) теневыносливое;
б) тенелюбивое;
+в) светолюбивое;
21. Как называют наземные растения, которые могут жить и развиваться только в условиях сильного увлажнения?
а) сухолюбивые;
+б) влаголюбивые;
в) живущие в условиях умеренной влажности;
22. Какой явный признак имеется у растений, которые приспособлены к жизни в условиях умеренной влажности?
+а) крупные и широкие листовые пластинки с ярко-зелёной окраской;
б) толстый стебель и тёмно-зелёные листья;
в) множество мелких листьев с светло-зелёной окраской;
23. Каким типом по приспособленности к водному режиму является ниже представленный зверёк?
а) обитающий в условиях умеренной влажности;
+б) устойчивый к недостатку влаги;
в) влаголюбивый;
24. Как называют растения, корневые системы которых добывают воду в глубине пустынных песков?
а) растения-канавы;
б) растения-каналы;
+в) растения-колодцы;
25. Колючки у кактуса – это …
а) выросты стебля;
+б) видоизменённые листья;
в) видоизменённые почки;
26. Каким типом по приспособленности к водному режиму является ниже представленный моллюск?
+а) влаголюбивые;
б) устойчивые к недостатку влаги;
в) обитающие в условиях умеренной влажности;
Тесты – Почва как среда жизни. Роль растений и животных в почвообразовании.
1. Когда возникла почва?
а) была изначально;
б) вместе с гидросферой;
+в) вместе с живыми организмами;
2. Что под собой подразумевает термин «твёрдые частица»?
а) белки, жиры и углеводы;
+б) минеральные и органические вещества;
в) макроэлементы, микроэлементы и ультрамикроэлементы;
3. Как называют твёрдые частицы почвы, которые слипаются в комочки разного размера?
+а) агрегаты;
б) гумусы;
в)устьица;
4. Чем заполнено пространство между почвенными комочками?
а) горными породами;
б) перегноем;
+в) водой или воздухом;
5. Перегной или гумус – это …
а) совокупность агрегатов и воды;
+б) органические вещества почвы, остатки животных ирастений;
в) глинистая почва;
6. С помощью чего крот роет землю?
а) задних лопатообразных конечностей;
+б) передних лопатообразных конечностей;
в) когтей;
7. В составе какого воздуха больше углекислого газа?
а) гидросферного воздуха;
б) атмосферного воздуха;
+в) почвенного воздуха;
8. Летом в почве … , а зимой … .
а) теплее; прохладнее;
+б) прохладнее; теплее;
в) жарче; холоднее;
9. Почему почвенные организмы в меньшей степени, чем наземные, подвержены угрозе высыхания?
+а) в почве особый водный режим;
б) благодаря осадкам;
в) благодаря присутствию твёрдых веществ;
10. Как называют более крупных почвенных животных ( дождевые черви, личинки насекомых, кроты), которые прокладывают в почве ходы?
а) хододелы;
б) проходные;
+в) землерои;
Тест № 11. Благодаря чему почва приобретает тёмную окраску и рыхлую структуру?
+а) перегной;
б) агрегаты;
в) горные породы;
12. Какое животное изображено на картинке?
а) муравьед;
+б) крот;
в) землеройка;
Тесты – Организменная среда жизни
1. Благоприятные условия для жизни внутри организма-хозяина находят различные … .
а) паскудники;
б) вредители;
+в) паразиты;
2. Выберите вариант с вариантами только с наружными паразитами.
а) клещи, круглые черви;
б) сосальщики, ленточные черви.
+в) блохи, клопы;
3. У каких паразитов наиболее ярко выражены приспособления к паразитизму?
+а) у внутренних;
б) у внешних;
в) у экстапаразитов;
4. Какие органы отсутствуют у внутренних паразитов
а) органы дыхания и выделения;
+б) органы передвижения и чувств;
в) органы пищеварения, нервной системы;
5. Как называют ленточных червей?
+а) цепни;
б) сосальщики;
в) ящуры;
6. Какие ленточные черви наиболее опасны для человека?
а) козий и кошачий;
б) птичий и лошадиный;
+в) свиной и бычий;
7. Растение-паразит … обвивается вокруг стебля крапивы, клевера или льна и с помощью присосок врастает в него , получая все необходимые питательные вещества.
+а) повилика;
б) плющ;
в) вьюн;
8. Причиняют ли вред организму-хозяину организмы, использующие другие организмы?
а) да;
+б) нет;
в) нет правильного ответа;
9. Как спасаются рыбы-клоуны от врагов?
+а) прячутся среди жгучих щупалец актинии;
б) прячутся среди иголок морских ежей;
в) прячутся среди щупалец осьминога;
10. Чем питается актиния?
а) икринками мелких рыб;
б) водорослями;
+в) остатками пищи рака;
11. Где обитает горчак обыкновенный?
+а) в реке Амур;
б) в озере Байкал;
в) в реке Днепр;
Тесты – Сообщество живых организмов. Роль растений в сообществе.
1. Кому принадлежит ведущая роль в сообществе живых организмов?
а) грибам;
+б) растениям;
в) животным;
2. Совокупность видов растений, животных, грибов и бактерий, приспособленных к совместному существованию на одной территории, составляет … .
а)жизненная форма растений;
б) царства живой природы;
+в) природное сообщество;
3.Тест. Сколько сообществ различают в пределах одного природного сообщества?
а) 3;
+б) 4;
в) 5;
4. Какие два типа растительного сообщества различают?
+а) естественные и искусственные;
б) натуральные искусственные;
в) естественные и поддельные;
5. Выберите вариант с представителями искусственного растительного сообщества.
а) леса, луга, степи;
+б) поля, сады, парки;
в) огороды, болота, ельники;
6. Что такое жизненная форма растений?
а) совокупность живых организмов, приспособленных к совместному существованию на одной территории;
б) объединение растений, выполняющих одну функцию;
+в) растения со сходным внешним видом надземных и подземных частей;
7. Что господствует в степях?
+а) засухоустойчивые травы;
б) теневые растения;
в) влаголюбивые животные;
8. Набор видов, характерных для сообщества, называют … .
а) видовым коллективом;
б) видовым сообществом;
+в) видовым составом;
9. Они создают условия обитания для других организмов в любом растительном сообществе. Например, в сосновом лесу – сосна обыкновенная, в берёзовом лесу – берёза бородавчатая. Что описывается выше?
а) главные растения;
+б) виды–строители;
в) виды-кормилицы;
10. Какое растение создаёт условия существования для других растений в дубравах?
а) клён;
б) липа;
+в) дуб;
11. Могут ли виды искусственного растительного сообщества существовать без помощи человека?
а) да;
+б) нет;
в) нет правильного ответа;
Тесты – Роль животных, грибов и бактерий в сообществе.
1. В каком животном сообществе наиболее богат видовой состав?
+а) в лесном сообществе;
б) в болотном сообществе;
в) в степном сообществе;
2. Если в почве погибают … и … ,почвенное питание растений нарушается.
а) бактерии, насекомые;
+б) грибы, бактерии;
в) насекомые, микробы;
3. Как называют растения в связи с их лавной функцией, фотозинтезом?
а) потребителями органических веществ;
+б) производителями органических веществ;
в) разрушителями органических веществ;
4. Что изображено на рисунке?
а) круговорот воды в природе;
б) движение воды;
+в) круговорот веществ в природе;
5. Почему животных называют «потребители органических веществ»?
а) потому что животные способны потреблять пищу с помощью растений;
+б) потому что животные не могут создавать органические вещества и получают их в готовом виде;
в) потому что животные не способны поглощать минеральные вещества и воду из почвы;
6. После отмирания растений и гибели животных содержащиеся в них органические вещества с помощью грибов и растений разлагаются, т. е. грибы и бактерии в природном сообществе играют роль … .
+а) разрушителей органических веществ;
б) производителей органических веществ;
в) образователей почвы;
7. Что обеспечивает непрерывность жизни на нашей планете?
а) фотосинтез;
б) круговорот воды в природе;
+в) круговорот веществ в природе;
Тесты – Отношения организмов в сообществе
1. Что называют конкуренцией (относительно биологии)?
а) тип отношений, при котором один организм пользуется ресурсами другого;
+б) тип отношений, при котором организмы соревнуются за обладание одними и теми же ресурсами;
в) тип отношений, при котором организмы делятся своими ресурсами друг с другом;
2. Помогает ли человек культурным растениям одержать победу в конкуренции с сорными растениями выпалывая сорные растения?
+а) да;
б) нет;
в) нет правильного ответа;
3. Что помогает копытным животным африканских саванн избежать конкуренции?
а) отношение хищник–жертва;
б) питание разными организмами;
+в) питание растениями, имеющими разную высоту;
4. Могут ли виды растений или животных, которые конкурируют за одни и те же ресурсы совместно обитать в одном сообществе?
а) да;
+б) нет;
в) нет правильного ответа;
5. Какой вид отношений организмов изображён на картинке?
+а) хищник-жертва;
б) паразит-хозяин;
в) конкуренция;
6. Что регулируют отношения «паразит-хозяин» в сообществе?
а) равновесие численности организмов обоих видов;
+б) численность видов в сообществе;
в) непрерывность жизни на планете;
7. Какой вид отношений организмов изображён картинке?
+а) взаимовыгодные отношения;
б) хищник-жертва;
в) паразит-хозяин;
Автор теста по теме “Разнообразие живых организмов, среды жизни” для учеников 5-го класса – Анастасия Черных.