Перейти к содержимому
Главная страница » Тест по литературе А.А. Блок «На поле куликовом» для за 8 класса

Тест по литературе А.А. Блок «На поле куликовом» для за 8 класса

Тест по литературе А.А. Блок «На поле куликовом» для за 8 класса: бесплатные материалы для тестирования от преподавателя.

Фрагмент текста к заданиям

1.

Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.

Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной,
В твоей тоске, о Русь!
И даже мглы — ночной и зарубежной —
Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь…

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…

И нет конца! Мелькают версты, кручи…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь…
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!

7 июня 1908

2

Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
Не вернуться, не взглянуть назад.
За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат…

На пути — горючий белый камень.
За рекой — поганая орда.
Светлый стяг над нашими полками
Не взыграет больше никогда.

И, к земле склонившись головою,
Говорит мне друг: «Остри свой меч,
Чтоб недаром биться с татарвою,
За святое дело мертвым лечь!»

Я — не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!

8 июня 1908

3

В ночь, когда Мамай залег с ордою
Степи и мосты,
В темном поле были мы с Тобою, —
Разве знала Ты?

Перед Доном темным и зловещим,
Средь ночных полей,
Слышал я Твой голос сердцем вещим
В криках лебедей.

С полуночи тучей возносилась
Княжеская рать,
И вдали, вдали о стремя билась,
Голосила мать.

И, чертя круги, ночные птицы
Реяли вдали.
А над Русью тихие зарницы
Князя стерегли.

Орлий клёкот над татарским станом
Угрожал бедой,
А Непрядва убралась туманом,
Что княжна фатой.

И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня.

Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моем плече.

И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.

14 июня 1908

4

Опять с вековою тоскою
Пригнулись к земле ковыли.
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали…

Умчались, пропали без вести
Степных кобылиц табуны,
Развязаны дикие страсти
Под игом ущербной луны.

И я с вековою тоскою,
Как волк под ущербной луной,
Не знаю, что делать с собою,
Куда мне лететь за тобой!

Я слушаю рокоты сечи
И трубные крики татар,
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.

Объятый тоскою могучей,
Я рыщу на белом коне…
Встречаются вольные тучи
Во мглистой ночной вышине.

Вздымаются светлые мысли
В растерзанном сердце моем,
И падают светлые мысли,
Сожженные темным огнем…

«Явись, мое дивное диво!
Быть светлым меня научи!»
Вздымается конская грива…
За ветром взывают мечи…

Вариант 1

В1. Как называется средство иносказательной выразительности: «река течет, грустит уныло», «в степи грустят стога»?

В2. «Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной, в твоей тоске…». Укажите название художественного приема.

В3. Как называется синтаксическое средство выразительности, основанное на выделении отдельных частей в качестве самостоятельных предложений: «Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами»?

В4. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной выразительности: «Из сердца кровь струится».

В5. Запишите термин, которым обозначается художественное определение в тексте: «И даже мглы — ночной и зарубежной — я не боюсь».

С1. Каков лирический герой этого стихотворения?

С2. Почему поэт уподобляет образ Родины образу жены?

С3. Почему в начале XX века Блок обращается к поэтическому воплощению события далекой истории — Куликовской битвы?

Вариант 2

В1. Как называется средство иносказательной выразительности: «плачь, сердце, плачь», «долго будет родина больна»?

В2. Укажите название изобразительного средства, основанного на сопоставлении образов и явлений: «И я с вековою тоскою, / Как волк под ущербной луной, / Не знаю, что делать с собою…».

В3. Как называется обращение к кому-либо в литературном произведении, служащее для выражения отношения к изображаемо­му: «О, Русь моя! Жена моя! До боли / Нам ясен долгий путь!»?

В4. Укажите название художественного приема: «Идут, идут испуганные тучи, / Закат в крови! / Закат в крови! Из сердца кровь струится! / Плачь, сердце, плачь…«.

В5. Запишите термин, которым обозначается художественное определение в тексте: «Горючий белый камень», «поганая орда», «светлый стяг».

С1. Каково значение образа-символа скачущей степной кобылицы в данном цикле стихотворений?

С2. Каково ведущее настроение стихотворения? Дайте развернутый аргументированный ответ.

С3. Почему в начале ХХ века Блок обращается к поэтическому во­площению события далекой истории — Куликовской битвы?

Ответы на тест по литературе А.А. Блок «На поле куликовом» для 8 класса
Вариант 1
В1. Олицетворение
В2. Повтор
В3. Парцелляция
В4. Метафора
В5. Эпитет
Вариант 2
В1. Олицетворение
В2. Сравнение
В3. Эпитет
В4. Пейзаж
В5. Повтор