Перейти к содержимому
Главная страница » Тестовые проверочные задания по обществознанию Отрочество — особая пора жизни за 5 класс

Тестовые проверочные задания по обществознанию Отрочество — особая пора жизни за 5 класс

Тестовые проверочные задания по обществознанию Отрочество — особая пора жизни за 5 класс: бесплатные материалы для тестирования от преподавателя.

1. Что может быть одной из причин конфликта подростка с ро­дителями?

1) возросшие учебные нагрузки подростка
2) рост интереса к собственной личности
3) стремление подростка к самосовершенствованию
4) желание подростка заставить родителей относиться к нему как ко взрослому

2. Какое проявление самостоятельности говорит о взрослении подростка?

1) полное непослушание
2) уверенность, что права важнее обязанностей
3) желание добиваться цели без помощи взрослых
4) сопротивление любому контролю со стороны родителей

3. Многие родители поощряют стремление подростков к чтению и при этом хотят ограничить их «общение» с компьютером. Чем может быть вызвано такое увлечение компьютером и Интернетом со стороны подростка? Выбери наиболее убеди­тельную причину.

1) основное время пребывания за компьютером тратится не на учёбу, а на развлечения
2) Интернет не содержит тех знаний, которые даёт книга
3) увлекаясь компьютером, подросток мало помогает по дому
4) взрослые хотели бы сами проводить больше времени за компьютером

4. Какую новую черту, появляющуюся у подростков, отражает представленная фотография? Выбери верные утверждения.

Девочка на весах

1) возросшую самостоятельность
2) стремление соответствовать избранным пока­зателям красоты и силы
3) возросшее внимание к собственным недо­статкам
4) сопротивление требованиям взрослых
5) зависимость от оценок сверстников

5. Подросткам трудно выстроить равноправные отношения с ро­дителями. Как ты думаешь, почему? Выбери те положения, которые считаешь верными.

1) подростки материально зависят от родителей
2) родителям некогда доверительно общаться со своими детьми
3) подростки не способны к самостоятельным решениям и поступкам
4) у подростков ещё сохраняются детские черты в интересах и поведении
5) родители не догадываются о том, что подросток хочет бы­стрее повзрослеть

6. Что ты ценишь в своих сверстниках? Пронумеруй перечислен­ные качества от 1 (самое значимое) до 5 (наименее значимое).

1) хорошую успеваемость ___
2) умение быть настоящим другом ___
3) спортивные качества ___
4) весёлый нрав ___
5) смелость ___

7. Сравни представленные фотографии. Они показывают разный характер общения подростка со взрослым.

Подросток и взрослый

1) Что говорит о напряжённости отношений матери и сына на первой фотографии? Укажи не менее двух проявлений.
2) Что, на твой взгляд, выражает взаимопонимание матери и до­чери на второй фотографии? Укажи не менее двух проявлений.

8. У советского поэта С. Я. Маршака есть такие строки:

И всегда-то мне дня было мало,
Даже в самые долгие дни,
Для всего, что меня занимало, —
Дружбы, драки, игры, беготни.

Как ты думаешь, о какой поре своей жизни вспоминает ав­тор: детстве или отрочестве? Почему ты сделал такой вывод?

9. Прочитай отрывок из стихотворения «Несбывшиеся мечты» советского писателя С. В. Михалкова.

Когда мне было восемь лет,
Мечтал я лишь о том,
Чтоб небольшой велосипед
Ко мне вкатился в дом.

Хотелось вырастить щенка,
Но дали мне совет,
Чтоб не валял я дурака
В свои двенадцать лет,
Поменьше о щенках мечтал,
А лучше — что-нибудь читал.

Как и, на твой взгляд, почему изменились желания героя стихотворения? Бывали ли похожие ситуации у тебя? Рас­скажи о них.

10. Прочитай отрывки из стихотворений известных поэтов.

1) Я не знаю, как мне быть —
Начал старшим я грубить.
Скажет папа:
— Дверь открыта!
Притвори её, герой! —
Я ему в ответ сердито
Отвечаю:
— Сам закрой!
(С. В. Михалков. «Лапуля»)

2) Себя понять я не могу:
Мне показалось в понедельник,
Что перед всеми я в долгу,
Что я притворщик и бездельник.

Я понял в пятницу с утра:
Я эгоист! Капризный барин!
Спросил я маму: — Будь добра,
Скажи мне прямо: я бездарен?
Она в ответ:
— Болезни роста.
Для взрослых
Всё, конечно, просто.
(А. Барто. «Трудная неделя»)

3) Как хорошо иметь права
Ложиться спать хоть в час! Хоть в два!
(С. В. Михалков. «Не спать!»)

4) Было раньше в нашем классе
Много всяких катавасий:
Были радости, печали,
Мы под партами мычали,
Но друг друга выручали.
А теперь другими стали:
Никуда не мчимся стаей …

А девчонки хорошеют —
Украшения на шее,
В волосах у них заколки,
А слова довольно колки!
— Что поделать — трудный возраст!
Часто слышим этот возглас…
(А Барто. «Если нам придётся туго!»)

Какие черты характера и особенности поведения подростков выразили поэты? Почему подростковый возраст часто назы­вают трудным?

11. Прочитай отрывок из произведения А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и выполни задания.

Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека. Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», — они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков», — и тогда они восклицают: «Какая красота!» <...>
Уж такой народ эти взрослые. Не стоит на них сердиться. Дети должны быть очень снисходительны к взрослым.

1) Что герой произведения считает самым главным в отноше­нии к другим людям, окружающим предметам?

2) А какие вопросы поставил бы ты, чтобы лучше узнать че­ловека? Сформулируй три таких вопроса.

12. Прочитай отрывок из повести «Детство» Л. Н. Толстого и от­веть на вопросы.

Илинька Грап был сын бедного иностранца, который когда­то жил у моего деда. <...> Мы не только не были дружны с Илинькой, но обращали на него внимание только тогда, ког­да хотели посмеяться над ним. Илинька Грап был мальчик лет тринадцати, худой, высокий, бледный, с птичьей рожицей и до­бродушно-покорным выражением. Он был очень бедно одет. <...> Когда я теперь вспоминаю его, я нахожу, что он был очень услужливый, тихий и добрый мальчик; тогда же он мне казал­ся таким презренным существом. <...> [Однажды мы] начали во­зиться и щеголять друг перед другом разными гимнастическими штуками. Илинька с робкой улыбкой удивления поглядывал на нас, и когда ему предлагали попробовать то же, отказывался, го­воря, что у него совсем нет силы. <...>
Да что ж в самом деле, отчего он ничего не хочет по­казать? Что он за девочка … непременно надо, чтобы он стал на голову!
И Серёжа взял его за руку.
— Непременно, непременно на голову! — закричали мы все, обступив Илиньку, который в эту минуту заметно испугал­ся и побледнел, схватили его за руку и повлекли к лексиконам.
— Пустите меня, я сам! Курточку разорвёте! — кричала не­счастная жертва. Но эти крики отчаяния ещё более воодушев­ляли нас; мы помирали со смеху; зелёная курточка трещала на всех швах. <...>
Я и Серёжа схватили бедного мальчика за тоненькие ноги, которыми он махал в разные стороны, засучили ему панталоны до колен и с громким смехом вскинули их кверху. <...>
Илинька молчал и, стараясь вырваться, кидал ногами в разные стороны. Одним из таких отчаянных движений он уда­рил каблуком по глазу Серёжу так больно, что Серёжа тотчас же оставил его ноги, схватился за глаз, из которого потекли неволь­ные слёзы, и из всех сил толкнул Илиньку. Илинька, не будучи более поддерживаем нами, как что-то безжизненное грохнулся на землю и от слёз мог только выговорить:
— За что вы меня тираните? <...>
Я не сообразил того, что бедняжка плакал, верно, не столь­ко от физической боли, сколько от той мысли, что пять мальчи­ков, которые, может быть, нравились ему, без всякой причины, все согласились ненавидеть и гнать его. <...>
Куда девалось чувство сострадания, заставлявшее меня, бы­вало, плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчон­ка? <...>
Неужели это прекрасное чувство было заглушено во мне любовью к Серёже и желанием казаться перед ним таким же молодцом, как и он сам? Незавидные же были эти любовь и же­лание казаться молодцом! Они произвели единственные тёмные пятна на страницах моих детских воспоминаний.

1) Как автор показал противоречивость личности подростка?

2) Как ты считаешь, почему Толстой написал, что этот эпи­зод стал тёмным пятном в его детских воспоминаниях?

Ответ на тестовые проверочные задания по обществознанию Отрочество — особая пора жизни 5 класс
1-4
2-3
3-1
4-235
5.
6.
7. В ответе на вопрос 1 может быть указано, что подросток отвернулся от мамы, не смотрит ей в глаза, у него отсутствующее выражение лица; жестикуляции и выражение лица мамы отражают её недовольство поведением сына.
В ответе на вопрос 2 может быть указано, что мать дочь улыбаются, они смотрят в глаза друг другу, а мама легко касается руки дочери.
8. Поэт писал о детстве, об этом говорят занятия и интересы.
9. Мечта о велосипеде сменилась желанием вырастить щенка; в подростковом возрасте особенно велика потребность иметь четвероногого друга.
10. В ответе нужно указать, что авторы описали такие черты характера и особенности поведения подростков, как стремление противоречить взрослым, грубость в общении с ними, быстра.я смена настроений, изменение представлений о самом себе, понимание своих прав как возможности нарушать правила.
Трудности во многом вызваны глубокими физиологическими и личностными изменениями, характерными для этого возраста, к ним трудно быстро приспособиться как самим подросткам, так и взрослым, поэтому подростковый возраст и называют трудным.
11. В ответе на вопрос 1 должно быть указано, что герой произведения считает самым главным то, что собой представляет человек, чем он интересуется, в чём проявляется красота предмета.
В задании 2 возможна формулировка различных вопросов.
12. В ответе на вопрос 1 нужно указать, что герой произведения Толстого наряду с жестокостью и желанием подстроиться под лидера группы чувствует сострадание к Илиньке.
В ответе на вопрос 2 можно предположить, что писатель понимал, что в описанном случае он показал себя бессердечным, глухим к страданиям другого человека.