Тесты по Русскому языку и культуре речи: бесплатные материалы для тестирования от преподавателя.
1. Отметьте слово, в котором ударение падает на первый слог:
1. ракурс; 2. договор; 3. щавель; 4. звонит.
2. Отметьте слово, в котором ударение падает на второй слог:
1) документ; 2) диспансер; 3) кухонный; 4) портфель.
3. Отметьте слово, в котором ударение падает на последний слог:
1) статуя; 2) алфавит; 3) генезис; 4) донельзя.
4. Отметьте слово с правильной постановкой ударения
1) квАртал; 2) сОзыв; 3) добЫча; 4) докУмент.
5. Отметьте слово с правильной постановкой ударения
1) бралА; 2) каракУль; 3) жАлюзи; 4) благовЕст.
6. Отметьте слово с правильной постановкой ударения
1) прОцент; 2) досУг; 3) медикАменты; 4) бАлую.
7. Отметьте слово с правильной постановкой ударения
1) нАчала; 2) пОняла; 3) сИроты; 4) бАнты.
8. Отметьте слово с правильной постановкой ударения
1) рАкушка; 2) новорОжденный; 3) вЫборы; 4) цЕпочка.
9. Отметьте слово с правильной постановкой ударения
1) ходатАйство; 2) сосредоточЕние; 3) обеспечЕние; 4) докумЕнт.
тест.10. Отметьте слово с правильной постановкой ударения
1) протокОл; 2) бАлую; 3) осУжденный; 4) холЁный.
12. Укажите ошибку в образовании формы слова
1) лягте; 2) без погон; 3) в двухстах шагах; 4) более моложе.
14. Укажите ошибку в образовании формы слова
1) сотрем в порошок; 2) пара чулок; 3) более двухсот студентов; 4) ихние книги.
15. Укажите ошибку в образовании формы слова
1) к две тысячи третьему году;
2) обоих учеников;
3) более способнейший;
4) выдающиеся способности.
16. Укажите ошибку в образовании формы слова
1) пара носков; 2) опытные шоферы; 3) самый красивый; 4) килограмм яблоков.
17. Укажите ошибку в образовании формы слова
1) великолепные диктора; 2) около восьмисот туристов; 3) пять мандаринов; 4) на краю.
18. Бесспорным признаком разговорного стиля является
1) речевые штампы;
2) использование разнообразных средств выразительности;
3) использование терминологической лексики;
4) использование разговорно-просторечных слов.
20.тест. К какому стилю речи принадлежит данный текст: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью в Российской Федерации. Признание, соблюдение и защита неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»
1) научный; 2) публицистический; 3) официально-деловой; 4) художественный.
22. К какому стилю речи относятся такие жанры, как: протокол, заявление, инструкция, устав
1) публицистический; 2) художественный; 3) официально-деловой; 4) научный.
23. К какому стилю речи относятся такие жанры, как: репортаж, интервью, обозрение, очерк
1) публицистический; 2) художественный; 3) официально-деловой; 4) научный.
24. К какому стилю речи относятся такие жанры, как: рассказ, элегия, комедия, трагедия
1) публицистический; 2) художественный; 3) официально-деловой; 4) научный.
25. К какому типу речи относится предложенный текст: «Пантелеев сел на скамью, вынул из кармана клетчатый платок, прижал его к лицу. Его сосед молчал. Пантелеев слабо махнул ему рукой, и тот, стараясь не шуметь, ушел в глубину сада, легко перелез через ограду и вернулся к себе»
1) рассуждение с элементами повествования;
2) описание;
3) повествование;
4) описание с элементами рассуждения.
26. В каком слове пишется буква А?
1) пом…гать; 2) д…кумент; 3) ук…ротить; 4) под…рить.
27. В каком слове пишется буква А?
1) хв…стун; 2) к…ммерсант; 3) к…рпорация; 4) пре…бразовать.
28. В каком слове пишется буква О?
а) опр…вдать; б) осл…беть; в) изл…жение; г) сож…лея.
29. Какое слово пишется СЛИТНО?
1) (по)генеральски; 2) откуда(то); 3) надо(ли); 4) (в)последствии.
30. Прокомментируйте следующее высказывание.
Немецкий философ Иммануил Кант сказал: «Не быть любимым ― это всего лишь неудача, не любить ― вот несчастье».
Тесты КСР по Русскому языку
тест – 2. Выберите из примеров те слова, в которых количество звуков и букв не совпадает.
1. лестница
2. земля
3. новость
4. друзья
5. объезд
6. счастье
7. заросший
3. Укажите, в каких из перечисленных слов наблюдается ассимиляция по глухости.
1. вдруг
2. встань
3. всё
4. никого
5. ползком
6. ров
7. в поле
4. Укажите слова, в которых ударение указано неправильно.
1. алфави́т
2. гре́нки
3. комбайне́р
4. ве́рба
5. шарфы́
6. зави́дно
5. Выберите из примеров те слова, в которых совпадает количество букв и звуков.
1. ялик
2. шесть
3. ручьи
4. съемка
5. счетчик
6. вьюжный
7. сшить
6. Выберите из примеров те слова, в которых наблюдаются отступления от слогового принципа русской графики.
1. елка
2. час
3. вечер
4. цирк
5. журавль
6. погасла
7. чужим
8. уже
7. Выберите соответствие орфограмм, подчеркнутых в примерах, принципу русской орфографии.
А. фонетический; В. морфонематический; С. традиционный; Д. дифференцирующий
Примеры:
1 шиповник
2 подтянуть
3 раздача
4 преемник
8. Укажите, сколько многозначных слов в предложении:
Золотые погоны вспыхивали на каждом перекрестке, закатное солнце било в зеленые глаза.
1. 5 2. 6 3. 4 4. 3
9. Определите соответствие типа переносного значения словам, выделенным в предложениях.
А. метафора В. метонимия С. функциональный перенос Д. синекдоха
Примеры:
1. Берега заросли ежевикой.
2. Над лугами дуют свежие ветры.
3. Василий, тебя начальство вызывает.
4. К рассвету воздух уже обжигает лицо морозом.
11. Выберите из примеров те, в которых есть синонимические ряды.
1. буран – метель – вьюга – пурга
2. работа – праздность
3. умный – башковитый
4. буран – снегопад
5. работа – труд
6. умный – смекалистый
12 – тест. Выберите из примеров те, в которых есть антонимы.
1. родители – дети
2. утро – вечер
3. маленький – крошечный
4. огромный – крошечный
5. продать – купить
6. сладкий – горький
13. Выберите из примеров социально или диалектно ограниченные слова.
1. баять
2. безграничный
3. большак
4. ухмылка
5. учеба
6. гимназия
7. кофе
8. барахлить
14. Выберите из примеров архаизмы
1. кольчуга
2. секира
3. ратник
4. пищаль
5. полушка
6. лукавствовать
7. буденновец
8. льзя
15. Укажите предложения, в которых есть фразеологические единицы.
1. Сдавать дела в архив было нелегко.
2. Проекту дали зеленую улицу.
3. Отец поставил машину в тупик.
4. Маша вынесла сор из избы, помыла пол.
5. Тише! Не нужно выносить сор из избы.
6. Ее слова поставили меня в тупик.
7. Мне в магазине дали сдачу.
8. Это дело шито белыми нитками.
16. Выберите соответствие примера схеме морфемного анализа.
Варианты ответов: А, В, С, Д.
Примеры:
1. будильник
2. превзойти
3. рассчитывать
4. собрание
17. Выберите соответствие примера морфологическому способу словообразования.
Варианты ответов:
А. префиксальный
В. суффиксальный
С. префиксально-суффиксальный
Д. аббревиация
Е. сложение основ
F. безаффиксный
Примеры:
1. накипь
2. водопровод
3. поцеловаться
4. толпиться
5. по-дружески
6. СМИ
18. Выберите из примеров существительные мужского рода.
1. врач
2. моль
3. какаду
4. тюль
5. умница
6. хлебушко
19. Выберите из примеров существительные, которые имеют форму только единственного числа.
1. восстание
2. серебро
3. мрак
4. цитата
5. друг
6. совесть
7. оттепель
20. Выберите из примеров те, в которых есть относительные прилагательные.
1. березовая роща
2. интересная книга
3. горная река
4. старинные часы
5. маленький мальчик
6. лисья шуба
7. осенняя пора
21. Правильно ли склонение числительного 103? (Да/Нет)
1. сто три
2. сто трех
3. ста трем
4. сто три
5. стами тремя
6. о ста трех
тест№ 22. Выберите соответствие семантического разряда местоимений примерам.
А. личные
В. возвратные
С. указательные
Д. притяжательные
Е. вопросительные (относительные)
F. определительные
G. отрицательные
H. неопределенные
Примеры:
1. твои, мое
2. которые, кто
3. сам, всякий
4. мне, тебя
5. себе
6. никакой, никто
7. несколько, некто
8. такая, тех
23. Правильно ли образованы формы времени от глагола «обессилить»? (да/нет)
настоящее время прошедшее время будущее время
обессилею обессилил обессилю
24. Выберите из примеров глаголы 2 спряжения.
1. выдержать
2. копать
3. отбежать
4. услышать
5. рассмотреть
6. отдать
7. увидеть
25. Выберите из примеров группу правильно образованных причастий от глагола «брить».
1. бреющий, побривший, бреемый, побритый
2. бреющий, побрившийся, сбриваемый, сбритый
3. бреющий, бривший, бреемый, бритый
26. Соотнесите разряд наречий по значению с примером.
Варианты ответов:
А. качественные
В. меры и степени
С. образа и способа действия
Д. сравнительно-уподобительные
Е. места
F. времени
G. причины
H. цели
Примеры:
1. давным-давно
2. по-лисьи
3. кругом
4. очень
5. красиво
6. умышленно
7. назло
8. сдуру
27. Соотнесите морфологическую характеристику части речи с примерами.
Варианты ответов:
А. обозначает признак предмета по действию, действительное, настоящее время, единственное число, женский род, именительный падеж, определение
В. обозначает действие, несовершенный вид, непереходный, изъявительное наклонение, настоящее время, 2 лицо, единственное число, 2 спряжение, сказуемое
С. обозначает признак действия, неизменяемое, семантический тип – качественное, обстоятельство
Д. обозначает признак предмета, относительное, мужской род, единственное число, родительный падеж, определение
Примеры:
1. завтрашнего
2. убывающей
3. незаметно
4. молчишь
28. Соотнесите способ выражения простого глагольного сказуемого с примерами.
Варианты ответов:
А. глагол изъявительного наклонения
В. фразеологизм
С. междометный глагол
Д. инфинитив
Примеры:
1. Тут он – ругать меня.
2. Подруга каждая тут тихо толк подругу.
3. На дне озера лежали истлевшие листья.
4. Его слова задели Валицкого за живое.
29. Тип: Соответствие
Вопрос: Соотнесите тип односоставного предложения с примером.
Варианты ответов:
А определенно-личное
В неопределенно-личное
С обобщенно-личное
Д безличное
Е инфинитивное
F номинативное
Примеры:
1 По такой лыжне без лыж полверсты не пройдешь.
2 В лесах было холодно.
3 Никогда не исчезнуть из моей памяти этому мрачному утру.
4 Звон отбиваемых кос.
5 Собирают клюкву поздней осенью.
6 Только давай выйдем как можно раньше.
30. Выберите соответствие структурно-семантического типа предложения примеру.
Варианты ответов:
А. простое предложение
В. сложносочиненное предложение
С. сложноподчиненное предложение
Д. бессоюзное сложное предложение
Примеры:
1. Хотя небо над лесом совсем прояснилось, до восхода солнца еще оставалось около получаса.
2. Староста, в сапогах и в армяке внакидку, с бурками в руке, издалека заметив попа, снял свою поярковую шляпу.
3. А яркие солнечные бичи били ему в лицо, ожил, проснулся лес, протягивая ветви навстречу солнцу.
4. Медведь огромными прыжками все же смахнул с себя собак и бросился на меня, но пуля предупредила его атаку.